Сайт храма Вознесения Господня села Старая Степановка - Поминайте наставников ваших...
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Объявления

  • Таинство Крещения
  • 02 Февраль 2011
  • Приготовительные беседы для желающих принять Крещение, а также для крестных и родителей (в случае крещения младенцев) проводятся по субботам в 11.00 и  Воскресениям в 11.30.

     Подробности...

Все объявления
Православная библиотека
Каталог православных сайтов

Поминайте наставников ваших...

Поминайте наставников ваших…

Отец Николай Гудков (в монашестве иеромонах Феофан).

Впервые я увидел отца Николая зимой 1992 года, когда приехал к родителям на каникулы в Кузнецк. В августе я поступил в сельхоз-колледж в Тамбовской области, а осенью наша семья переехала в Кузнецк с Кавказа.

 В Тамбове я ходил в Покровский собор, который многие годы был центральным храмом города, был благоустроен и всегда многолюден.

 Вознесенский же собор Кузнецка был еще в начале своего восстановления. Служба в тот день шла в боковом приделе Успения Богородицы. Священник был не высокого роста, худощавый, облаченный в золотистую ризу (это облачение батюшка любил, чей-то подарок). Это и был отец Николай Гудков, настоятель собора.

 После благолепия Покровского собора Тамбова, мне не понравилось в Вознесенском храме, и с неделю я не приходил. Но потом храм стал для меня родным.

 Весной следующего года, в Страстную среду, отец Николай крестил нас с братом. Пригласить кого-либо в крёстные мы не могли, так что можно сказать, батюшка сам стал нам крёстным отцом. Вскоре после Пасхи меня взяли в алтарь, благословили стихарь и я стал пономарить, а затем и звонарить.

Отец Николай был строгим настоятелем, по характеру бывал горяч, но отходчив. Его отличительной чертой была искренность во всем. Служить ему было трудно. Храм нужно было восстанавливать, семья большая (шестеро детей). К тому же Владыка часто присылал в собор для служения священников, нуждающихся в особом присмотре строгого настоятеля, что добавляло хлопот батюшке. А бывало, что отец Николай на большие праздники оставался совсем один в большом городском храме. Запомнился случай, когда во время ночной службы на Рождество, батюшку внезапно вызвали к умирающему. Служба остановилась, батюшка уехал. Весь храм погрузился в дремоту, но никто не ушел. Около часа мы ждали, а потом отец Николай вбежал в храм, прокатился радостный вздох и служба продолжилась.

 В такие трудные моменты своего служения, и без того сухощавый отец Николай становился совсем как постник-отшельник. Трудно было…

 Укреплялся он молитвой. Часто, прибежав на службу вечером, он бывал совершенно раздавлен заботами, весь растрепанный внутренне, страшно уставший и раздраженный. Всыпав нам «на орехи» он начинал службу. Начинал горячо молиться у престола, класть поклоны, просить у Бога прощения и помощи. И постепенно мы становились свидетелями, как молитва возвращала ему силы, мир и спокойствие, воодушевленность и переживание Праздника. К концу службы батюшка был уже совсем другим человеком. Мы тогда это воспринимали как само собой разумеющееся…

 Искренне и горячо он проповедовал, порой со слезами, что тоже мне казалось делом обычным тогда. Но оказалось, что такое не так уж часто встречается.

 Семья отца Николая была всегда в храме, матушка пела в хоре с дочерью Ириной, а мальчишки алтарничали (их пятеро). Однажды на всенощной духовенство вышло на литию в притвор, а в алтаре остались Миша и Ваня Гудковы. Им было лет по пять-шесть. Из алтаря раздавался звучно по храму их топоток и смех. Батюшка стоял как на иголках…  и когда вернулись в алтарь, оба провинившихся получили наказание в виде земных поклонов, один кланялся с одной стороны престола, а второй с другой. Потом их усадили на стулья и они, уставшие, сразу уснули свесив головушки.

 Отец Николай дал мне рекомендацию для поступления в семинарию. И после завершения учебы я вернулся в Кузнецк. В это время в соборе не было второго священника, на буднях помогали сельские батюшки, а по воскресеньям и праздникам отец Николай оставался один. Он очень ждал моей женитьбы и рукоположения и очень радовался, когда я прибыл в собор уже священником и служил сорокоуст. На мои именины горячо меня поздравлял. Пасху мы тоже служили вместе. И по праздникам можно было теперь служить две Литургии. Он любил служить раннюю, а мне доставалась поздняя. Но недолго эта радость была у батюшки, Владыка на Вознесение объявил ему после трапезы, что забирает меня. Батюшка был поражен и расстроен. Спросил меня, сам ли просил я о переводе и узнав что нет, сказал: «Значит воля Божия».

 С тех пор мы редко с ним виделись.

 Для Кузнецка отец Николай конечно же выдающийся человек, очень много сделавший для города и его жителей, оставивший добрый след в душах людей и в истории города.

 Тяжкая болезнь, по человеческому рассуждению, рано забрала его. Он принял монашеский постриг вместе с матушкой. А в самый день кончины Господь дал ему радость – его старший сын стал в этот день священником, приняв эстафету из рук отца.

Последний раз я видел батюшку в епархиальном управлении. Он как всегда быстро подошел ко мне, молча обнял, поцеловал и взбежал вверх по ступеням…

Фото с сайта Вознесенского собора "Кузнецк православный".


Назад к списку