Сайт храма Вознесения Господня села Старая Степановка - Краткая историческая справка о нашем приходе
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх


Новости

Все новости


Объявления

  • Таинство Крещения
  • 02 Февраль 2011
  • Приготовительные беседы для желающих принять Крещение, а также для крестных и родителей (в случае крещения младенцев) проводятся по субботам в 11.00 и  Воскресениям в 11.30.

     Подробности...

Все объявления
Православная библиотека
Каталог православных сайтов

Краткая историческая справка о нашем приходе

     Первый храм в селе был построен в 1700 году Иваном и Павлом Степановыми, причт храма Архангела Михаила состоял в то время из священника Игнатия Васильева, псаломщика Василия Потапова, пономаря Афанасия Васильева и просвирни. Второй храм был устроен тщанием Николая Степановича Кашкарова* в 1794 году. Эта церковь была перестроена и вновь освящена в 1870 году при священнике Феодоре Быстрове.

    Как видно из церковных документов, каменная церковь в с. Ст. Степановка начата стройкой в 1886 году при священнике Николае Федоровиче Быстрове. По проекту епархиального архитектора Алексея Егоровича Эренберга. Церковь каменная, трехпрестольная, главный в настоящей холодной церкви в честь Вознесения Господня и два в теплой трапезной – на правой стороне в честь Архангела Михаила и на левой в честь святителя Николая (в настоящее время разрушены). В 1890 году 1 октября ст. стиля освящен правый престол в честь Архангела Михаила, иконостас был устроен на пожертвования Юлии Сергеевны Кашкаровой. В 1909 году мая 14 дня освящен главный престол в честь Вознесения Господня. Настоятелем храма в это время был священник Василий Победимский В 1911 году в Степановке был пожар, у храма сгорела колокольня. К 1917 году общая отделка храма не была завершена. В 1922 году, 30 марта был изъят оклад Евангелия в пользу голодающих Поволжья. В 1924 году произведена опись церковного имущества. В 1930 году арестован и осужден на 10 лет настоятель Вознесенской церкви священник Константин Семенов. В 1933 году храм закрыт. С 1936 по 1968 год в храме было зернохранилище. После 1968 года храм был заброшен.

     21 октября 1994 года по инициативе уроженцев соседней Тепловки Геннадия Ивановича Евстифеева и Марии Ивановны Петровой началось возрождение храма. Проведено собрание прихожан, старостой выбрали Цаплину Марию Дмитриевну. На Вознесение 1995 года Архиепископом Пензенским и Кузнецким Серафимом (Тихоновым) была совершена первая литургия. Настоятелем назначен священник Андрей Ширшаков, который прослужил в храме чуть меньше года и был перемещен в Пензу. После священника Ширшакова сменилось много священнослужителей. 25 мая 1999 года настоятелем был назначен священник Георгий Добролюбов. 23 ноября 2001 года он перемещен в Покровский собор Пензы, но уже 26 июля 2002 года возвращен на прежнее место служения. Вместо него настоятелем был священник Владимир Кувшинов, переведенный в г. Заречный. В 2004 году священник Георгий Добролюбов назначен одновременно настоятелем Сергиевского молитвенного дома р.п. Лунино и благочинным 11 округа Пензенской Епархии. 17 декабря 2007 года священник Георгий Добролюбов был освобожден от должности настоятеля Сергиевского молитвенного дома и благочинного 11 округа и оставлен настоятелем Вознесенской церкви.

     В окрестностях храма есть два почитаемых источника. Ближайший из них на месте явления иконы Божией Матери «Троеручица». До революции над источником была часовня, которую разрушили. В 2004 году над родником был установлен памятный крест. С 1999 года к этому источнику совершается крестный ход 25 июля в праздник «Троеручицы». В 2009 году часовня над источником восстановлена тщанием председателя СПК «Лунинский» Николая Алексеевича Герасина. Другой источник находится в окрестностях с. Тепловки. Он был благоустроен тщанием Анатолия Петровича Захарова – предпринимателя.

     Еще одним традиционным праздником в новейшей истории прихода стало празднование 9/22 ноября дня памяти Святителя Нектария, митрополита Пентапольского, Эгинского Чудотворца. Еженедельно совершается молебное пение о недужных с акафистом этому святому. В 2007 году Епархиальным Преосвященным было дано благословение на переименование бокового Никольского придела в честь Свт. Нектария.

    Тщанием настоятеля и прихожан храма в августе 2008 года был установлен памятный крест на месте разрушенного Троицкого храма села Тепловки.

      Наш пензенский историк А.В. Тюстин назвал то время, когда на приходе Старой Степановки служили отец и сын Быстровы, а помещицами были сестры Кашкаровы - золотым для Степановки. Священники Быстровы были просвещенными пастырями, много потрудившимися в деле проповеди и образования. Многое из того что мы сейчас знаем о Степановке дореволюционной дошло до нас благодаря строителю нашего храма отцу Николаю.

 Вот что сказано о них в Пензенской энциклопедии:

Быстровы, священники.

  Фёдор Алексеевич (26.12.1831, Н.-Ломов – 08.02.1914, Пенза), протоиерей (с 1888 г.). В 1852 г. окончил Пензенскую духовную семинарию, с 1853 г. наставник крестьянских детей в Наровчатском уезде, в 1855 г. рукоположен в сан священника Вознесенской церкви с. Степановка Мокшанского уезда, с 1886 г. настоятель Петропавловской церкви в Пензе. С 1887 г. член Иннокентиевского просветительского братства, с 1894 г. член императорского Палестинского общества, председатель совета Пензенского женского епархиального училища. Орден Св. Анны 3-й степени (1893), Св. Анны 2-й степени (1896), Св. Владимира 4-й степени (1900).

  Николай Фёдорович (20.10.1864, с. Степановка Мокшанского уезда, ныне Лунинского района – конец 1930-х гг.), его сын. В 1884 г. окончил Пензенскую духовную семинарию, служил надзирателем Пензенского духовного училища, в 1886-1898 гг. священник Вознесенской церкви с. Степановка Мокшанского уезда, где в 1891 г. открыл школу грамоты. В 1898 г. переведен священником Введенской церкви в Пензе. Избирался действительным членом историко-археологического и статистического комитета при Пензенской духовной семинарии, входил в комиссию по подготовке празднования 250-летия Пензы. В «Пензенских епархиальных ведомостях» опубликовал ряд статей по церковной истории края: «Пензенский Спасо-Преображенский третьеклассный монастырь» (ПЕВ. 1886. № 17, 18), «Историко-статистическое описание села Степановки Мокшанского уезда» (ПЕВ 1885. № 7, 8, 11-13), «Историческая справка о Введенской церкви» (1899). Автор книг: «Доброе слово священника к русскому народу…» (Пенза, 1905); «Новые крестьянские хозяйства в Пензенской губернии» (Пенза, 1911); «Чембарский уезд» (Пенза, 1914). В двух последних обобщил опыт создания хуторских хозяйств в результате столыпинской реформы. [Тюстин А.В. Быстровы / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 77.]

*Род Кашкаровых:

Кашкаровы в Пензенской губернии и не только…

 Евгений Белохвостиков

http://kashkarov1.narod.ru/s22.htm

 

Екатерининский бригадир Николай Кашкаров
      Николай – младший сын Степана Григорьевича Кашкарова: он родился в год его смерти, в 1756-м. Из отцовских имений ему достались Степановка, Ускляй и Мертовщина.
      Как указывает А. В. Тюстин, Николай Кашкаров вступил в службу в  1771 г. капралом артиллерии. В 1782 г. он  упоминается как гвардии поручик. Николай Степанович (в составе Преображенского полка) участвовал в Русско-шведской войне 1788-1790 гг. А с 1 января 1791 г. лейб-гвардии Преображенского полку капитан-поручик Николай Степанович Кашкаров был произведен в капитаны. В отставку он вышел к 1794 г. в чине бригадира армии, и поселился в Степановке. В. Р. Апухтин упоминает его в 1812 г. как «бывшего Екатерининского гвардии канонира, отставного бригадира».
      И параллельно со службой, и в отставке Николай Степанович активно занимался своим имением. В 1781 г. он купил у Василия Васильевича Сумарокова (племянника писателя) имение в Пелетьме, в 1790 и 1798 г. – у Николая Степановича Арапова сельцо Араповку и Лачужное поле на реке Пелетьме, в 1801 г. у Катерины Алексеевны Мельгуновой Яковлевскую дачу (где потом будет построен Катин Хутор); приобрел он и лесные дачи при Посопной Пелетьме.
      Впрочем, Кашкаров не только покупал имения. Между 1782 и 1796 гг. он продал свою землю, выделенную из дачи села Рождественское Любятино (близ Ускляя), полковнику Александру Никитичу Потулову, ускляйскому помещику; а в середине 1790-х гг. – и все ускляйское имение полностью. Между 1794 и 1813 гг. Николай Степанович перевел в Степановку крестьян из Мертовщины, а землю там продал.
      Цель всех этих операций с имениями была одна: сконцентрировать свои владения вокруг Степановки, и ликвидировать дальние заглазные поместья.
      10 февраля 1794 г. Н. С. Кашкаров подал прошение о внесении его (и всего рода Кашкаровых) в Дворянскую родословную книгу Пензенской губернии, и 3 июня был туда внесен определением собрания, а 14 ноября 1796 г

  . утвержден Сенатом. Николай Степанович представил дворянскому собранию документы XVII-XVIII вв., подтверждающие дворянство Кашкаровых, и благодаря этому они дошли до нас. Еще более важное следствие этого события – признание всего рода Кашкаровых в числе древних благородных родов российского дворянства. В гербовнике указывается: «Фамилии Кашкаровых, многие Российскому Престолу служили дворянские службы в разных чинах и жалованы были в 7171/1663 и других годах поместьями. Все сие доказывается копиями с грамот и справками, означенными в копии с определения Пензенского Дворянского Депутатского Собрания, о внесении рода Кашкаровых в родословную книгу, в 6-ю ее часть, древнего дворянства».

По выходе в отставку Кашкаров занялся и храмоздательством. В 1796 (по менее достоверным данным, в 1794) г. на средства Кашкарова была построена новая деревянная на каменном фундаменте Архангельская церковь в Степановке. И в том же 1796 г. Николай Степанович построил каменную холодную церковь в селе Ускляй. В ней было устроено два престола: главный, во имя Происхождения древ Честного и Животворящего Креста Господня; и в трапезной – во имя мученицы Софии. В 1844 г. здание постиг пожар, но в 1848 г. оно было восстановлено. Церковь сохранилась до наших дней, хотя и не действует.
      Николая Степановича Кашкарова надолго запомнили его крестьяне. В 1885 г. степановский священник Николай Федорович Быстров зафиксировал рассказы о нем в своем историко-статистическом описании села. «В истории экономического быта Степановского духовенства в период крепостничества есть одна светлая точка – именно времена помещика бригадира Николая Степановича Кашкарова, личности в высшей степени замечательной. В начале своего житейского поприща это был первый повеса-офицер и совершенный безбожник. Но, благодаря какому-то, вероятно особенному, обстоятельству, в его образу мыслей и самой жизни, когда ему было около 40 лет, произошла существенная перемена. Из кутилы и атеиста Николай Степанович сделался человеком религиозным и самой безупречной жизни. С этих пор полились пожертвования и в пользу церкви и в пользу местного причта. Н. С-ч понимал, что духовенство должно быть вполне обеспеченным для того, чтоб успешно заниматься своим делом и безукоризненно исправлять возложенные на него обязанности. Поэтому забота о доставлении причту безбедного содержания была постоянною и главною заботою доброго помещика. Как хозяин-практик, он хотел прежде всего поднять полевое хозяйство местного причта. Часто будил он просыпающих по утрам священников, возил их по полям, советовался с ними. А затем всем: и дровами, и хлебом, и светом в изобилии снабжал он священноцерковнослужителей. Вообще при Н. С. содержание духовенства было безбедное».
      В примечании к этому фрагменту Быстров добавляет: «Но не одно духовенство скажет Н. С-чу слово благодарности. Хорошо помнят его и все Степановские крестьяне – бывшие Кашкаровские крепостные. Многому доброму научил их Н. С-ч. Так, ручную полевую работу в своем имении он довел до совершенства. И в настоящее время Степановские мужички славятся по окрестности, как хорошие работники. Возьмем для примера молотьбу: 7 и даже 8 человек на одной веревке, с неподражаемым дружным ладом – в Степановке явление самое обыкновенное. Прочие работы: пашню, жнитво, косы и др. наши крестьяне исполняют скоро, дружно, чисто. Исключение представляет в этом случае вязка снопов и кладка копен и кладей. Сноп нашего жнеца и велик, но неровен и связан слабо. Копны кладутся без всякого искусства. Так вот всем, что только хорошего имеет Степановский крестьянин в своей полевой работе, всем этим он обязан Н. С. Кашкарову. Аккуратность, чистота и расторопность в работе – вот качества, которых требовал Н. С-ч от своих крепостных. Часто видели его на гумне, лично наблюдающим за работою. Крестьянин, неловко подъехавший со снопами к клади, зацепивший за столб и т. под., более не работник: его сдавали в солдаты».
      Последнее из своих замечательных дел совершил отставной бригадир Кашкаров во время Отечественной войны 1812 года. Конечно, сражаться он уже не мог, но в тылу деятельно способствовал победе русского оружия.
      Филипп Вигель в своих «Записках» вспоминает, что в августе 1812 г. «во всякой из ополчающихся губерний учреждался комитет для принятия и хранения как от дворянства поступающих, так и другими сословиями жертвуемых сумм, для производства жалования ратникам, для обмундирования, вооружения и продовольствия их, до выступления в поход за пределы губернии. …Председателями сих комитетов везде были губернские предводители дворянства. Но по несогласиям пензенского Колокольцова с губернатором, сей последний выпросил у графа Толстого, чтоб от дворянства был выбран особый председатель.
      …Комитет пожертвований для ополчения должен был состоять из председателя и трех членов, одного от правительства, другого от дворянства, третьего от купечества. В председатели выбран был бывший Екатерининский гвардии капитан, отставной бригадир Николай Степанович Кашкаров, человек лет около шестидесяти, родной дядя описанного мною меломана того же имени [Ивана Федоровича Кашкарова]. Трудно сказать, чего более был он достоин: любви или уважения. В действиях и речах его было нечто особенно благородное, отличавшее его от других дворян». Любой знакомый с «Записками» Вигеля, знает, насколько уникальна для их автора подобная характеристика. Тем более, что Вигель хорошо знал Кашкарова: он сам состоял под его началом в комитете – членом от правительства.
      Николай Степанович отдал в ополчение (в 1-й батальон 2-го пехотного полка) и нескольких своих крепостных: из Степановки – крестьян Акима Матвеева, Федора Степанова Пучкова, Дмитрия Киреева и дворового Абрама Михайлова Горбунова; из Пелетьмы – Василия Петрова и Логвина Спиридонова.
      Весной 1814 г. был закрыт Пензенский комитет пожертвований, а 13 мая Николай Степанович Кашкаров скончался. После него осталось 211 и 99 ревизских душ соответственно в Старой Степановке и Посопной Пелетьме, 8 тысяч рублей серебром и господский дом в Степановке. Завещания не оказалось; имущество поделили Сергей Федорович Кашкаров и наследники Ивана Федоровича.